За освоение новейшей техники завода. Пушка Брозиуса. Часть 1
Перебои с обеспечением деталями мешали наладить сборку первой пушки «Брозиуса». Дело доходило до курьезов. Члены бригады с утра искали детали и сами тащили их через цех протяженностью свыше трехсот метров к месту сборки пушки.
Один из распредмастеров, когда ощущалась острая нехватка какой-нибудь детали, быстро садился на велосипед и мчался по цеху «выбивать» деталь у станочников. Но иногда поиски деталей оставались безрезультатными: где-нибудь задерживалась их обработка. Сборщики не успокаивались, искали, кто задерживает им сборку. На детали, задержанной рабочим Дмитриевым, с утра появилась наклейка: «Хватит, Дмитриев, меня мучить. Я протестую против твоей безобразной работы! Пусти меня скорей на сборку пушек «Брозиуса»». Дмитриев сорвал наклейку, но к концу смены она появилась снова.
Рабочие и мастера метко называли такое внутрицеховое планирование «планированием ногами». Тогда-то у Ф. Аникеева родилась идея создания сквозной бригады, включавшей всех рабочих цеха, кто был так или иначе связан с изготовлением пневматической пушки «Брозиуса».
Аникеев с первых дней участвовал в создании завода: корчевал пни, строил ЦМК, работал в нем слесарем, на заводе вступил в ВЛКСМ, потом стал коммунистом. Одним из первых он вошел в огромный мехцех № 1 сборщиком, затем был назначен бригадиром. Интересное строительство увлекло юношу. «Но вряд ли кто-нибудь из нас, молодежи, — рассказывал Аникеев,— четко сознавал весь грандиозный смысл этой работы». И вот завод накануне полного пуска. Лучшие ударники стройки стали к станкам в ими же созданных цехах.
Аникеев болезненно переживал неполадки освоения производства. «Я понимаю: все это пусковые болезни,— говорил он. — Такую махину мы построили сразу... Другого такого завода еще нет в Советском Союзе. Опыт тракторных и автомобильных заводов нельзя использовать целиком: у нас нет конвейера, нет серийности, каждая машина рождается заново на чертежных столах наших конструкторов. Но нельзя же раскрывать широко рот и ждать, когда в него потекут галушки. Надо драться... В конечном итоге сроки освоения завода зависят от нас, и мы имеем в руках все, что нам нужно...».
И вот бригаде Аникеева поручили изготовлять первые пневматические пушки. «Когда я разобрался немного в своих мыслях и чертежах пушки «Брозиуса»,— вспоминал Аникеев, — я почувствовал, какая ответственность легла на мои плечи... Я представил себе отчетливо: мы должны сделать пушку лучше, чем ее делает фирма «Динго Динентам». .. Мы даем новую марку машине, — марку «УЗТМ», не менее мировую, чем марка Круппа, Демага, Вагнера. Мы должны побить эти фирмы.
|